пятница, 8 февраля 2013 г.

субъектах и его психической организации

В педагогический обиход прочно вошло понятиеP «развивающее обучение». Оно противопоставляется понятию «традиционное обучение». Многим школьным учителямP и специалистам образования такое разведение кажетсяP натянутым. Известно, что педагогическая наука с момента своего возникновения провозгласила три главные

Выход из кризиса и состоит в переходе обучения на систему развивающего (опережающего) образования, где в центре внимания не объем конкретных знаний, а мышление ребенка. Известно, что мыслительная способность не дана человеку от рождения. Эта способность проходит длинный путь развития, совершенствуясь на протяжении всей жизни. Наиболее интенсивно мышление развивается в период школьного образования. И вот здесь возникают проблемы. Оказывается, пребывание за школьной партой не гарантирует каждому ученику развитие мышления. Многое зависит от организации деятельности учащегося, превращения его от объекта педагогического воздействия в субъекта развития собственных способностей.

Осознание обществом проблем развития общего образования привело к пониманию необходимости модернизации образования: поиска путей построения новой школы, главным результатом деятельности которой должно стать ее соответствие целям опережающего развития. Одним из главных механизмов достижения такого результата является перестройка системы образования на основе современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях информационного общества.

В начале XXIP века стало очевидно, что в складывающемся информационном обществе меняются цели образования, главными из которых являются ориентация на развитие личности учащихся и обеспечение готовности учиться всю жизнь, а не вооружение их прочными и глубокими знаниями на всю жизнь. Рынок современного труда требовал скорее развитых,P нежели «напичканных» знаниями выпускников школы. Продолжающая к тому времени доминировать знаниевая цель российской системы образования, во-первых, тормозила развитие личности, что во всем мире к тому времени признавалось как основная цель и результат образования, во-вторых, способствовала росту отрыва результатов российских школьников от лидирующих позиций.

Реформа советского образования 80-х годов поставила цель и законодательно обеспечила всеобщее среднее образование. Многие специалисты в области проблем образования сформулировали основные принципы построения иной модели образования, получившей название развивающей технологии образования, нацеленной на развитие мышления учащихся, его творческих способностей. Вместе с тем, целостной модели функционирования школы в развивающей парадигме, не было разработано, по-прежнему усилия массовой школы были направлены на информационную обеспеченность ученика, сообщение необходимых знаний и выработку умений. Такая расстановка приоритетов долгие десятилетия устраивала и государство и всех участников образовательного процесса.

Во второй половине ХХ столетия ситуация изменилась. К этому периоду темп нарастания знаний в области наук и промышленных технологий принял стремительный, «взрывной» характер. Это явление было обозначено в общественном сознании как научно-техническая революция (НТР). Мировая система образования в целом не была готова принять вызов времени. В России также ощущалась неудовлетворенность положением дел в образовании, система школьного и высшего образования перестала справляться с задачей трансляции новым поколениям учащихся возросшего объема информации, все более стала ощущаться нехватка кадров для развивающихся секторов экономики.

Педагогическая система Я.А. Коменского позволила рационально использовать психологические ресурсы и возможности учащихся на различных ступенях обучения для формирования требуемого уровня знаний, умений и навыков и составила теоретическую основу для последующего эволюционного периода педагогических исследований и совершенствования школьного образования вплоть до середины 20 столетия. Традиционный подход к отбору содержания учебных материалов, выбор методов и форм учения, был нацелен на усвоениеP знаний, их воспроизведение и применение в практике. Указанная особенность технологии обучения дала основание характеризовать ее как репродуктивную, такой подход в целом удовлетворял практические нужды материального и духовного воспроизводства.

Реформа образования в Европе, осуществленная под влиянием идей Я.А. Коменского во многом сформировала облик школы для многих поколений учащихся. В значительной степени черты этой школы, иногда называемой традиционной, сохранились и до настоящего времени. Был утвержден принцип предметного структурирования содержания учебного материала, введена классно-урочная система организации учебного процесса, провозглашены основные педагогические принципы: связь обучения с жизнью, посильность обучения, наглядность, систематичность и последовательность изложения учебного материала, и ряд других положений.

Таким, в частности, был 17 век. В общественном развитии все большую роль приобретали научные достижения. Существовавшее до этого исторического момента знание составляло содержание единой науки - натурфилософии. Приобщение к научным знаниям было уделом ничтожной части населения. В семнадцатом веке происходит дифференциация наук, усиливается их влияние на практику, возрастает запрос на квалифицированные кадры, способные применять научные достижения в решении практических задач. Существовавшая в то время система образования не была к этому готова.

Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования. Дискуссии о необходимости модернизации образования возникают сP циклической периодичностью. Главная причина состоит в том, что образование, как правило, отстает от задач, выдвигаемых объективно складывающейся ситуацией в производстве, духовной и культурной жизни народов. Этот феномен наиболее заметен в европейском образовании. Именно в Старом Свете на протяжении последних веков шли динамичные изменения в науке и хозяйственной деятельности, высокий темп которых позволяет говорить об этих переменах как о революционных явлениях. Именно в эти времена состояние образования оценивалось как кризисное, а его преодоление требовало радикальной перестройки, которую можно обозначить как смену образовательных парадигм.

Путь к странице / ► / ► Тема 1 / ►

Вы используете гостевой доступ ( )

Демокурс: Психолого-педагогические аспекты ФГОС ООО

Демокурс: Психолого-педагогические аспекты ФГОС ООО: Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий