Вдоль левого берега Лиелупе - Одинско-Павасарский польдер (сооружен в 1976-1982 годах; 675 га) колхоза "Падомью Латвия". Высота защитной дамбы 3 м. Осоковые луга, которые при ветре с моря прежде затоплялись, теперь используются в сельском хозяйстве.
38 км - Место бывшей Одинской переправы. У Одини во время боев 1916 и 1917 гг. латышские стрелки, направлявшиеся в окопы Тирельпурвса и Ложметейкалнса, форсировали Лиелупе. Тем же путем доставляли назад погибших и раненых.
На противоположной стороне шоссе - стоянка для автотуристов. У подножия дюны небольшое оз. Лилияс (2,6 га). Дальше в болоте много озерков, топей, бочагов.
В самой высокой точке холмов Крачу стоит памятник латышским стрелкам (1934 г.), павшим в январских боях 1917 г. На памятнике надпись: "Здесь снят вечным сном 90 латышских стрелков, отдавших жизнь за Родину в боях 1917 года". Автор памятника неизвестен.
42 км - Примерно в 2 км от реки холмы Крачу (на левом берегу) 5-7 тысячелетий назад на месте нынешнего Балтийского моря и Приморской низменности шумело Литориновое море. Геологи считают, что нынешняя холмистая гряда Крачу - это дюны древнего моря. Длина гряды - 9 км. Она охватывает болото Тирельпурвс с востока. Здесь и в других местах сохранились остатки окопов со времен первой мировой войны.
45 км - Небольшой безымянный остров на реке (длина 0,8 км, ширина 0,3 км). Следует держаться правого берега.
На обоих берегах удобные места для сборки лодок. Примерно в 1,5 км от моста на левом берегу Лиелупе - Калнпиемские каменоломни. С марта 1935 г. по июнь 1940 г. здесь шла Калнциемская каторга, где отбывали наказание политзаключенные. Каторга была устроена по образцу гитлеровских концлагерей. Однако изнурительный труд, голод, избиения, унижение человеческого достоинства, ледяные карцеры не могли сломить революционный дух заключенных. Сохранилось каменное здание, в котором жили заключенные. Старые каменоломни, где они когда-то работали, больше не используются, затоплены водой. Добыча доломита продолжается в новых каменоломнях, примерно в 0,5 км к северу. Их разрабатывает Калнциемский комбинат строительных материалов.
47 км - Мост на шоссе Рига - Лиепая через Лиелупе. С моста открывается панорама окрестностей.
Во время первой мировой войны в этом районе велись тяжелые бои.
На участке от Калнциемса до Слоки Лиелупе течет между низкими пологими берегами. Много пойменных лугов, затопляемых талыми водами. Ширина реки около 150 м. Дальше от берега начинаются заболоченные леса. Лишь в отдельных местах встречаются песчаные дюнные холмы.
Очень различны глубины на Лиелупе. При низком стоянии воды глубина реки ниже Бауски - около 1 м, у Эмбурги - 3 м, ниже Елгавы - 8-12 м, напротив р. Спунньупе - 20 м, при впадении в море - около 2 м.
Лиелупе (119 км) - вторая по величине река Латвии - течет по Земгальской равнине и Приморской низменности. Берет начало у г. Бауски, в месте слияния рек Мемеле и Муса. В своем верховье течет по древней долине, где по берегам видны обнажения девонских доломитов и русло местами слегка порожистое. Начиная от Эмбурги, на участке длиной 95 км, течение сильно замедляется.
Проезд к исходной точке маршрута по мосту через Лиелупе на шоссе Рига - Лиепая пригородным или междугородным автобусом из Риги (на Калнциемс, Салдус Лиепаю и др.), Елгавы и Юрмалы. Счет километров приводится от устья Лиелупе до упомянутого моста.
Этот маршрут по р. Лиелупе рекомендуется начинающим водным туристам. Здесь нет сложных препятствий, зато можно овладеть навыками гребли и управления лодкой.
4 - бывшая Одинокая переправа,
1 - Калнциемские каменоломни,
Калнциемс - Слока
Калнциемс - Слока
Калнциемс - Слока
Калнциемс - Слока
Комментариев нет:
Отправить комментарий